Доступная среда. Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Общая площадь учебных кабинетов –  1495,2 кв.м.

  • Учебные кабинеты — 28
  • Кабинетов информатики — 2         
  • Спортивный зал – 2 
  • Спортивные площадки для занятий легкой атлетикой — 1         
  • Школьная библиотека с читальным залом — 1                 
  • Столовая – 200 мест                   
  • Медицинский  кабинет   (с процедурной) — 1  
  • Музейный уголок — 1 
  • Мастерские -2 

В кабинетах функционируют: центральное водо- и теплоснабжение, система электроснабжения.

В МАОУ СФМЛ оборудовано 28 учебных кабинетов:  8  кабинетов начальных классов, 3 кабинета математики, 1 кабинет физики с лаборантской, 1 кабинет химии и 1 кабинет биологии  с лаборантскими, 1 кабинет географии, 2 кабинета  истории, 2 кабинета информатики,  3  кабинета  иностранного языка,  3  кабинета русского языка и литературы, 1 кабинет ОБЖ, 1 кабинет музыки и ИЗО, 2 спортивных зала, кабинет обслуживающего труда,  учебно-производственные мастерские.

Учебные кабинеты оборудованы  рабочими местами для обучающихся, рабочим местом учителя, мебель подобрана в соответствии  с ростом учащихся.  В двух компьютерных классах 22 рабочих места, оснащенные компьютерами, которые используются в учебном процессе. Все рабочие точки объединены в локальную сеть и имеют выход в интернет. 

Оборудование учебных кабинетов соответствует требованиям ФГОС и позволяет реализовывать заявленные образовательные программы.

В МАОУ СФМЛ имеется 2 спортивных зала с раздевалками,  на первом этаже раздевалки оснащены душевыми кабинами. Спортивная база укомплектована в соответствии с потребностями образовательного процесса.

В лицее отсутствуют специализированные кабинеты для обучения детей с ОВЗ. Дети-инвалиды и обучающиеся  с ОВЗ обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах.

Объекты для проведения практических занятий

Кабинет физики оснащен необходимым оборудованием для проведения лабораторных работ.  Кабинет химии имеет необходимый  набор для проведения практических работ с использованием лабораторных столов. Комплект мебели  и демонстрационный стол для занятий по биологии обеспечивает условия для проведения лабораторных и практических занятий с использованием муляжей, моделей, коллекций. На уроках ОБЖ используются тренажеры, манекен, в том числе, материалы тематических информационных стендов. На школьной территории имеется площадка для практических занятий по ОБЖ.  Мастерские технического труда имеют достаточное количество инструментов. Кабинет обслуживающего труда оборудован электрическими швейными машинами,  имеется отдельное помещение для проведения уроков по кулинарии.     Оборудование учебных кабинетов соответствует требованиям ФГОС и позволяет реализовывать заявленные образовательные программы.

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания – это те материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал    в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства. В целях повышения эффективности усвоения программного материала в МАОУ СФМЛ широко используются предметы и объекты природной среды, демонстрационные и раздаточные дидактические и учебно-методические материалы цифровой образовательной среды.

В МАОУ СФМЛ используются следующие средства обучения и воспитания:

Печатные

  • учебники и учебные пособия, справочники,
  • книги для чтения, хрестоматии,
  • атласы, рабочие тетради  и т.д.;

Визуальные (зрительные):

  • таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому, немецкому языкам, литературе, родным языкам, технологии, химии, начальным классам;
  • карты по истории и географии;
  • картины на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства;
  • портреты (по всем учебным предметам);
  • натуральные объекты (на уроке биологии);
  • модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
  • лабораторное оборудование – на уроках физики, химии, биологии.
  • магнитные доски

Механические визуальные приборы:

  • микроскоп
  • телескоп
  • фотоаппарат
  • видеокамера

Электронные образовательные ресурсы:

  • мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии
  • сетевые образовательные ресурсы
  • электронные журналы и дневники
  • Я-класс, Учи-ру, РЭШ, МЭШ

Аудиальные (слуховые):

  • магнитофоны;
  • музыкальный центр;
  • наушники
  • микрофон

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):

  • образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;
  • презентации

Средства, автоматизирующие процесс обучения:

  • компьютеры;
  • мультимедийное оборудование;
  • интерактивная доска
  • проекторы
  • телевизоры

Словесные:

  • учебники;
  • художественная литература;
  • словари;
  • учебные пособия
  • другая необходимая литература

Спортивное оборудование:

  • тренажеры
  • гимнастическое оборудование
  • спортивные снаряды
  • мячи, скакалки, обручи и т.п.

Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

1. Общение как средство воспитания

а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;

б) опосредованное, проявляющееся в том, что учитель направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через занятия внеурочной деятельности, классные часы,  школьные праздники и мероприятия.

2. Учение как средство воспитания

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру,  а также обстановка в классе и школе.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей.

Инвалиды и лица с ОВЗ лёгкой степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Обеспечении беспрепятственного доступа в здание МАОУ СФМЛ

За счет участия муниципалитета в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда»  на 2011 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»  на 2011 -2020 годы». В 2016 году отдельным школам были выделены финансовые средства  в объёме — 1 759,87 тыс. руб. на доступность образовательной среды.    С учетом инфляции сумма значительно выросла, решить вопрос   о доступности среды средствами МАОУ СФМЛ      не представляется возможным.

 В настоящее время муниципалитет, в связи с ограниченными возможностями бюджета ЗАТО Северск рекомендует реализовывать мероприятия, направленные на повышение показателей доступности услуг    и объектов для инвалидов, осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности учреждений, привлечения спонсорской деятельности. В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МАОУ СФМЛ разработан Паспорт доступности, план мероприятий по достижению доступности образовательной организации для всех категорий инвалидов (обеспечении финансирования). Обеспечен доступ к зданию МАОУ СФМЛ.

Главный вход на территорию МАОУ СФМЛ оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте.

Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала для оказания помощи посетителям.

На центральном входе  имеется маркеры для слабовидящих, в том числе контрастно маркированы дверные проемы.

Специальные условия питания обучающихся

Питание школьников осуществляется в школьной столовой, обеспеченной всем необходимым оборудованием.

Столовая расположена на первом этаже, имеет в наличии набор помещений и оборудования, позволяющие осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность продукции и кулинарных изделий. Количество посадочных мест в обеденном зале позволяет обеспечить посадку учащихся в две перемены. Система хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализации и отопления оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Прием пищевых продуктов осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами. Ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное меню. Отпуск горячего питания обучающимся производится по классам на переменах, по графику питания обучающихся. Организация обслуживания учащихся осуществляется путем предварительного накрытия столов. В ежедневном рационе питания учитывается оптимальное соотношение пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах и микроэлементов, белков, жиров и углеводов.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ не предоставляется отдельное помещение для принятия пищи, вход не оборудован поручнями и направляющими полосами.

Материальная помощь на питание предоставляется обучающимся в соответствии  с законодательством Российской Федерации, Томской области и муниципальными правовыми актами (далее – материальная помощь).  Распоряжением Администрации ЗАТО Северск утверждаются обучающиеся льготной категории, обеспечение обучающихся    с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в муниципальных (частных) образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, бесплатным двухразовым питанием.

Стоимость питания  для обучающихся с ОВЗ на 2023-2024 год утвержден приказом Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 10.07.2023 № 386 «О внесении изменения в приказ Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 02.08.2016 № 329. Размещен на официальном сайте Управления образования Администрации ЗАТО Северск

ОГКУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» осуществляет сверку данных, указанных в списках от МАОУ СФМЛ, с данными     о получателях мер социальной поддержки автоматизированной информационной системы «Единая система социальной защиты населения» (далее – ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск»).

Родителю (законному представителю) ребенка (детей), получающему меры социальной поддержки по данным ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск», материальная помощь на питание назначается автоматически на основании списков и данных ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск».

В случае, если родитель (законный представитель) ребенка не состоит на учете как получатель мер социальной поддержки по данным ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск», ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск» в течение 1 рабочего дня со дня получения списка направляет список детей, родители которых не состоят на учете как получатели мер социальной поддержки, в электронном виде в общеобразовательную организацию для приема документов.

Общеобразовательная организация незамедлительно после получения списка детей, родители которых не состоят на учете как получатели мер социальной поддержки, от ОГКУ «ЦСПН ЗАТО Северск информирует родителя (законного представителя) ребенка (детей), не состоящего на учете как получателя мер социальной поддержки по данным ОГКУ«ЦСПН ЗАТО Северск», о предоставлении в общеобразовательную организацию заявления и документов, для получения материальной помощи, любым доступным способом.

Специальные условия охраны здоровья обучающихся

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МАОУ СФМЛ создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:

• оказание первичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

• организация питания учащихся;

• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров;

• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;

• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;

• профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;

• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Для осуществления медицинской деятельности в школе имеется медицинский кабинет. Медицинское наблюдение осуществляет медицинская сестра. Все медицинские осмотры осуществляются в плановом порядке, медицинская документация имеется в соответствии с необходимым перечнем.

Помещения для медицинского обслуживания обучающихся и работников включают:

  • процедурный кабинет
  • прививочный кабинет

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В МАОУ СФМЛ осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех обучающихся, в том числе для детей инвалидностью и ОВЗ, в учебных кабинетах информатики  и информационно-библиотечном центре. Доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечен для всех обучающихся, в том числе для детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В МАОУ СФМЛ создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база лицея оснащена: электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет (Интернет-провайдерами по предоставлению услуг доступа к сети Интернет на договорных условиях являются: ПАО «Ростелеком».

Скорость доступа к сети Интернет: ПАО «Ростелеком» — 100 Мбит/сек. Функционирует официальный сайт лицея (официальный сайт образовательной организации имеет адаптированную версию (версия для слабовидящих) для лиц с ограниченными возможностями здоровья). Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в лицее действует система контент — фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети Интернет для обучающихся и работников лицея закрыт. В лицее имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, документ-камеры, наборы образовательной робототехники.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

На основании федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции) доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.

    Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обучающиеся имеют неограниченный доступ:

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

Обучающиеся данной категории в МАОУ СФМЛ для обучения которых используется данные средства, отсутствуют. Финансирование не открыто на приобретение вышеуказанных средств.

МАОУ СФМЛ не имеет общежития и интерната.